тел. +7 (495) 926-92-45
+7 (495) 926-92-46
+7 (915) 355-30-99
Металлические заборы, решетки, ограждения
Лестницы, лестничные ограждения
Нестандартное торговое оборудование
Архитектурные элементы
Изготовление нестандартных металлоконструкций
Металлические ворота, шлагбаумы, пост охраны
Таблички, номерки
Изготовление наружной рекламы
Тонировка стекла пленкой
Разное

Теория и правктика структурирования делового пространства

Тема оптимальной организации рабочего места в офисе сложна и многогранна и по сей день является предметом пристального изучения психологов, медиков и социологов. А поскольку для значительной части горожан рабочим местом считается стол в офисе, задача оптимизации офисного пространства — одно из самых актуальных направлений дизайна помещений.

Любой офис предназначен для двух типов деятельности — индивидуальной, требующей тишины и концентрации, и коллективной, предусматривающей общение и обмен информацией. Основной сложностью в проектировании офисов является поиск равновесия между двумя этими потребностями. Также не стоит упускать из виду тот факт, что офис — это не просто совокупность рабочих мест сотрудников, зачастую он несет и четкие представительские функции, формируя определенный образ компании в глазах клиентов, гостей и партнеров.

В статье мы рассмотрим такой важный аспект делового комфорта, как структурирование рабочего пространства. Это понятие включает в себя и вопрос о взаиморасположении рабочих мест в офисе, и то, насколько они визуально и акустически изолированы друг от друга, и, конечно, то, где будут пролегать маршруты передвижения сотрудников по помещениям… Нюансам этим несть числа, и каждый имеет свой вес в деле обеспечения максимальной работоспособности сотрудников.

Принципы и правила создания делового пространства

Прежде чем обратиться к рассмотрению принципов создания делового пространства, нелишним будет подчеркнуть, что помещение должно подходить для использования его в качестве офиса по целому ряду санитарно-гигиенических правил и норм. В СанПиН указаны такие параметры, как полезная площадь в расчете на одного сотрудника, эффективность вентиляции (выражаемая в кратности обновления воздуха), уровень инсоляции, влажности, температура воздуха и т. п. Без соблюдения всех перечисленных условий даже самый дорогой и продуманный офис не пойдет на пользу компании, ведь под угрозой окажется здоровье ее сотрудников.

Итак, в основе выбора пространственных решений лежит изначально определенный тип планировки офиса. Наиболее распространены следующие варианты: офис закрытого типа, общее пространство и комбинированный офис.

Офис закрытого кабинетного типа — традиционная для России схема планировки, создающая атмосферу уединения и спокойствия. Такое решение подходит для небольших компаний, разделенных на отделы, которые мало контактируют между собой.

Выделяют два варианта офисов кабинетного типа. К первому относят кабинеты для одного-двух человек. Они обеспечивают максимальную уединенность, однако делают невозможным работу в команде, да и пространство в них используется неэффективно.

Второй вариант — это офисы, состоящие из комнат большей площади, рассчитанных на коллективы от трех человек. Подобный тип офиса хорош для совместной творческой работы. Так может быть организовано рабочее пространство группы проектировщиков, программистов, дизайнеров, занятых в одном проекте.

Открытое пространство подходит главным образом для динамично развивающихся организаций и крупных компаний. Большинство сотрудников здесь находятся в одном помещении, разделенном лишь мебелью — шкафами, стеллажами и столами. Такой офис благоприятствует формированию в коллективе командного духа, созданию атмосферы отсутствия приватности и позволяет добиться высокого темпа работы. Но очевиден и ряд недостатков открытой пространственной компоновки — речь идет о низкой звуковой и зрительной изоляции рабочих мест, а зачастую о фактическом отсутствии индивидуального пространства.

Вариант открытого пространства — групповой офис, где общая площадь разделена низкими перегородками на отдельные зоны. Постоянное общение здесь возможно только в маленьких группах, а для обмена информацией есть общая территория. В таком офисе пространство использовано максимально эффективно. Специалисты рекомендуют компенсировать невысокий уровень звукоизоляции в подобных помещениях использованием звукопоглощающих стеновых панелей и подвесных потолков (например, Akusto или Rockfon).

В настоящее время становятся актуальными комбинированные офисы, где есть и индивидуальные комнаты, и общее офисное пространство. Отдельные помещения отделяются прозрачными перегородками от центральных зон, предназначенных для общего пользования. Этот вид организации пространства считается наиболее перспективным, поскольку обеспечивает изоляцию рабочих мест и одновременно способствует поддержанию общения в коллективе.

Зонирование офиса

Каким же образом можно реализовать на практике описанные типы планировки офисов? Один из самых рациональных и популярных способов зонирования помещений и создания рабочих мест связан с использованием глухих и прозрачных офисных перегородок. Они незаменимы как для приспособления помещения в здании старой постройки под современный офисный ритм жизни, так и при планировке будущего офиса. Специалисты могут установить такие конструкции за считанные дни, что полностью преобразит офис.

Фактически перегородки — основной инструмент дизайнера для создания пространственного решения офиса. Например, с помощью стационарных перегородок легко разделить офисное помещение на ряд визуально и акустически изолированных зон: кабинет руководителя, комнату для переговоров, рекреационную зону и рабочие места сотрудников.

Для каждой из упомянутых зон специалисты рассчитывают минимальные площади и планировочные решения, позволяющие избежать психологического дискомфорта. Так, площадь приемной зависит от ежедневного числа посетителей, но она не должна быть меньше 10 кв. м. Часто вместо традиционной комнаты-приемной устраивают сектор ресепшн в открытом пространстве офиса с раздевалкой или шкафом для одежды.

В небольшом офисе незазорно совмещать функции различных зон. Комнату для совещаний или переговоров удобно использовать как место для презентации. Иногда зону для совещаний с целью экономии пространства располагают в кабинете руководителя. Но в таком случае его делят на две части — официальную и неформальную. Для функционального и удобного кабинета топ-менеджера достаточно 12 кв. м. Но чаще размеры кабинета выбирают исходя из имиджевых соображений.

Комнаты-отсеки для персонала следует проектировать с учетом числа сотрудников и направлений их перемещений по офису. Кроме того, зачастую необходимо обеспечить звуковую и визуальную изоляцию рабочих мест. Наилучшие результаты дает использование стационарных или мобильных перегородок разной высоты и уровня прозрачности. Такое комбинирование позволяет создавать в пределах одного помещения зоны с разными акустическими характеристиками. Например, один сектор рабочего пространства может быть хорошо защищен от проникновения шумов снаружи, а другой, наоборот, облегчать общение менеджера с клиентом.

Для сокращения непродуктивных трат времени важен и фактор размещения оргтехники (принтеры, копиры, шредеры), которой регулярно пользуются все работники. Необходимо рационально установить ее на месте пересечения всех рабочих маршрутов.

Офисные перегородки

Отечественный строительный рынок предлагает множество вариантов современных офисных перегородок — от самых доступных до эксклюзивных. Основные типы офисных перегородок приведены в таблице.

Основой офисных систем является каркас, на который крепят панели. Как правило, в качестве каркаса для офисных перегородок применяют стальной или алюминиевый профиль. Эти материалы известны своей прочностью, долговечностью, их легко обрабатывать. Из них изготавливают, в частности, протяженные конструкции.

Особенно хорош более легкий алюминиевый профиль, позволяющий возводить конструкции высотой до шести метров. К тому же использование разнообразных покрытий или порошково-полимерной окраски дает возможность сделать имитацию любого материала: дерева, стали, латуни, бронзы, цветного пластика и др. Также в качестве конструкционного материала довольно распространен ПВХ, но его приходится армировать стальными вставками, и линейные размеры таких конструкций ограничены.

Большинство разработчиков и производителей офисных систем отдают предпочтение принципу модульности и масштабируемости. То есть конструкции собирают из стандартизованных узлов и модулей в соответствии с конкретными нуждами и особенностями обустраиваемого помещения. На сегодняшний день в России получили распространение как системы, разработанные французскими (ABCD International, Teaso), немецкими (Shuco) и итальянскими (All. Co, Universal Selecta, Bene, Falmar, Elitable) компаниями, так и отечественные разработки — оригинальные или скопированные с западных прототипов с минимальными изменениями.

Система стыковки модулей позволяет получить соединение не только под углом в 90°, но и под любым произвольным, что значительно расширяет круг дизайнерских пространственных решений. Модульный принцип ценен еще и тем, что предоставляет возможность сопрягать перегородки с офисной мебелью — шкафами, тумбами, столами. Также в них монтируют осветительные приборы для общего и индивидуального освещения. Помимо прямых функций разделения перегородки решают проблему незаметной прокладки коммуникаций. Каркас перегородок любой конфигурации разработан таким образом, чтобы обеспечить прокладку электропроводки и внутренних коммуникаций внутри конструкции, что позволяет сохранить эстетику внешнего вида офиса.

Самый доступный вариант перегородок — гипсокартонные листы на каркасе из алюминиевого профиля с различными вариантами покрытия по цвету и фактуре. Особенно популярны сейчас устойчивые к механическим воздействиям и долговечные виниловые покрытия «Дюрафорт». Для лучшей звукоизоляции между панелями прокладывают минераловатные маты. Для изготовления панелей используют также ДСП, ДВП, пластиковую и алюминиевую вагонку.

Использование широкого спектра материалов облегчает процесс выбора оптимального варианта перегородок как с точки зрения стиля помещения, так и в плане соответствия изделия корпоративным цветам. По желанию заказчика перегородки драпируют тканями различных цветов, отделывают полимерными покрытиями или ламинированными панелями МДФ. При этом цвета покрытий должны совпадать с тоном корпусной мебели или обивки кресел, что приводит к созданию в каждой зоне помещения неповторимого и оригинального стиля.

Более престижные варианты предусматривают наличие перегородок с двойным остеклением. Между двумя стеклами нетрудно установить жалюзи, чтобы регулировать уровень визуального контакта между офисными зонами.

Своеобразный компромисс — комбинированные перегородки, где непрозрачная нижняя часть из гипсокартона сочетается с прозрачной верхней. Применение комбинированных офисных перегородок (с прозрачной частью) помимо создания эстетического вида дает возможность сохранять визуальный контакт именно там, где это необходимо.

Не менее популярны и полностью остекленные каркасные перегородки. Визуально изолировать образовавшиеся «аквариумы» помогают жалюзи и тонирующие пленки. И, что очень важно, прозрачные перегородки отлично пропускают дневной свет. Например, если комната для переговоров выполнена из прозрачных перегородок в стиле open space, это обеспечивает беспрепятственное проникновение в помещение дневного света, но в то же время позволяет добиться высокого уровня приватности и звукоизоляции.

Надо сказать, в России вслед за Западом получает все большее распространение тенденция к уменьшению роли каркасных конструкций. Перегородки из цельного закаленного стекла пока еще экзотика в нашей стране, но они стремительно приобретают популярность. Такое решение особенно подходит для офисных интерьеров в стилях хай-тек или нью-тек. Конечно, удовольствие это не из дешевых, но внешний вид такого офиса современный, подчеркивающий инновационность компании и ее устремленность в будущее.

В особо сложных случаях современные технологии позволяют обходиться без крепежных элементов. Например, если заказчик не хочет сверлить отверстия для крепежа цельностеклянных перегородок в дорогом эксклюзивном полу из керамогранита, возможно их крепление с помощью сверхпрочных клеевых составов. Нелишним будет сказать, что дверей сегодня на рынке — множество (распашные, раздвижные, гармошки и т. п.), их можно реализовать в любых типах офисных перегородок — непрозрачных, остекленных, комбинированных и даже цельностеклянных.

Грамотно выбранная дверь увеличивает эффективность использования площади помещений. Откатные остекленные двери, устроенные в прозрачных перегородках, и горизонтальные жалюзи, встроенные в остекленные перегородки и двери, позволяют добиться визуальной изоляции, когда она необходима.

Мобильные решения

Помимо стационарных перегородок, крепящихся к полу и потолку, в офисах также широко применяют разборные или мобильные перегородки. Они состоят из легких элементов и могут быть разобраны и перенесены в другое место буквально за несколько минут. Мобильные перегородки следует предпочесть в том случае, если арендодатель запрещает производить монтажные работы. Такие конструкции дают возможность оперативно создавать индивидуальные рабочие места, а также переустанавливать модули в соответствии с изменяющимися требованиями к планировке офиса. А для тех компаний, где под проекты привлекают временных сотрудников, подобное решение бывает самым оптимальным.

Мобильные перегородки представляют собой каркасные конструкции, состоящие из соединенных между собой модулей, которые не нужно крепить к стенам, полу или потолку. Благодаря стандартным элементам мобильные модули легко сопрягаются со стационарными и хорошо дополняют их, формируя в офисе настоящий «ландшафт», созданный на основе использования принципа переменной высоты перегородок. Для компенсации неровностей пола последние снабжены регулируемыми опорами.

Именно мобильные перегородки позволяют за минимальное время менять конфигурации рабочих зон офиса. Система мобильных перегородок с отверстиями и направляющими — это готовые рабочие места, нужно только смонтировать здесь полки, столешницы, консоли для мониторов, электрические розетки и т. д. Такое решение обеспечивает наиболее эффективное использование пространства, предоставляет каждому сотруднику возможность создать индивидуальную атмосферу рабочего места.

Итак, правильно организованное офисное пространство — залог эффективной работы коллектива. Современная строительная индустрия предлагает всевозможные конструкции и материалы для реализации самых экстравагантных проектов. Первоначальные затраты на оптимальное конфигурирование офиса неизменно окупаются за счет большей производительности работы сотрудников. Поэтому эти расходы можно расценивать как долгосрочные инвестиции в имидж и будущность компании.


Посмотреть готовые работы
Оформить заказ
По материалам ООО «Деловой Мир»