тел. +7 (495) 926-92-45
+7 (495) 926-92-46
+7 (915) 355-30-99
Металлические заборы, решетки, ограждения
Лестницы, лестничные ограждения
Нестандартное торговое оборудование
Архитектурные элементы
Изготовление нестандартных металлоконструкций
Металлические ворота, шлагбаумы, пост охраны
Таблички, номерки
Изготовление наружной рекламы
Тонировка стекла пленкой
Разное

История перегородок

История стен сложна и интересна. Вариантов этих конструкций не счесть: от травяных циновок до гранитных монолитов, от привычной кирпичной кладки до ультрасовременных стеклянных перегородок.

История строительства — это в основном история возведения стен. Поэтому ежегодно отмечаемый в начале августа профессиональный праздник — День строителя — можно также смело назвать Днем стены.

Обилие в народном фольклоре пословиц и выражений, так или иначе касающихся этой темы, весьма велико: «Дома и стены помогают», «За ним, как за каменной стеной!», «В родных стенах»… Они очень точно выражают наше отношение к такой привычной вещи, как стена.

Ставить стены, чтобы ограничить и поделить жилое пространство, человек начал еще на заре цивилизации, и они изменялись вместе с развитием искусства и ремесел. Каждая эпоха и культура вносили в этот строительный элемент что то особенное. Вариантов этих конструкций множество: от травяных циновок до гранитных монолитов, от привычной кирпичной кладки до ультрасовременных стеклянных перегородок.

Особенно интересно проследить эволюцию легких перегородок — именно они всегда находились на пике строительной моды и по функциональности отнюдь не уступают капитальным стенам.

По пещерам!

Несмотря на то что человек — существо общественное, с древнейших времен он пытался создать вокруг себя личное пространство. Удивительно, но даже при раскопках стоянок доисторических людей обнаруживают следы попыток образовать отдельные зоны внутри пещер. Например, в пещере Чжоу Коудянь близ Пекина были найдены не только останки синантропов (предков Homo Sapiens), но и подобие стойбища из камней и веток, прообраз легких перегородок. То есть уже десятки тысяч лет назад пращуры пытались облагородить свое скромное жилище, вычленив в нем индивидуальные зоны.

Кроманьонцы — первые представители человека разумного — еще в конце последнего ледникового периода научились делить помещения при помощи своеобразных стенок из камней, веток и глины. В позднем каменном веке люди умели делать достаточно искусные сооружения из тесаных известковых блоков — это показали раскопки на юге Великобритании. Сложные системы земляных жилищ имели жилые и хозяйственные отсеки. По видимому, проемы в стенах загораживали экранами из шкур животных или плетеными циновками.

Обычай разделять жилое пространство издавна был распространен у кочевых народов. Руководствуясь принципом «все свое ношу с собой», кочевники, как ни странно, умело использовали преимущества легких перегородок. Обычно внутри палаток развешивали ковры и плотные кожаные занавеси, прикрепленные к опорным конструкциям. Это не только обеспечивало уют, но и позволяло экономить тепло или защититься от жары.

Древние скандинавы в своих длинных домах обустраивали специальные спальные ниши, которые отгораживали от общинного помещения с помощью тканых или выделанных из кожи занавесей. Таким образом добивались необходимой приватности и сохраняли драгоценное тепло.

Славяне предпочитали в домах внутренние перегородки из дерева. Впрочем, избу делила на зоны знаменитая русская печь. За ней находилась чистая горница, сама же печь служила одновременно и кухонной плитой, и стеной, и спальней. Благодаря этой уникальной конструкции даже в нашем суровом климате в домах всегда было тепло. Чтобы пространство на самой печи изолировать от горницы и кухни, обязательно вешали плотные занавеси из домотканых ковриков.Истинных же высот искусство разграничивать помещения достигло на Дальнем Востоке. И по сей день японцы, китайцы и корейцы используют для этого легкие ширмы (по японски такая перегородка называется фусума). По мере знакомства европейцев с азиатской культурой разнообразные ширмы и экраны вошли в моду и на Западе. Изящные сооружения из шелка и бумаги на легком бамбуковом каркасе были актуальны в галантном XVIII веке, более строгие резные, деревянные ознаменовали викторианский колониальный стиль.Подлинным расцветом легких стен можно считать рубеж XIX и ХХ веков. Эпоха модерна привнесла в интерьер кованый металл и стекло. Изящные складные экраны с причудливо орнаментированными поверхностями придавали особый шарм салонам и светским домам. Увы, после Первой мировой войны ширмы и легкие перегородки отодвинулись на второй план, став функциональной и безликой принадлежностью присутственных мест — контор, больниц и банков, и лишь в конце пятидесятых годов о них снова вспомнили.

И вместе, и врозь…

На послевоенной волне подъема экономики интенсивно развивались японские корпорации Sony, Matsushita, Akai и другие. Их отличительной чертой был своеобразный, но чрезвычайно продуктивный корпоративный стиль — синтез современных методов организации труда и древней культурной традиции, который давал потрясающий управленческий эффект.Особенность заключалась в том, что коллектив, обычно весьма многочисленный, трудился в одном большом зале, не разбитом по европейской традиции на комнаты. При этом командный дух и тесное общение служащих всех рангов приводили к великолепным результатам. С конца шестидесятых годов началось медленное, но неуклонное проникновение японских технологий и капитала в США и Западную Европу. Естественно, вместе с компаниями продвигалась и корпоративная культура.

Но было замечено, что в западных условиях японские принципы организации труда дают сбои. Исследования показали, что для успешной реализации поставленных задач работнику с западным менталитетом требуется индивидуальное пространство, где он сможет чувствовать себя достаточно изолированно. И вместе с тем совместная работа коллектива как единого организма все равно была плодотворнее индивидуальной деятельности или труда в маленьких обособленных группах.

Для решения этой проблемы был найден простой и очень действенный способ — разделить залы на зоны с помощью легких конструкций, напоминающих древние фусума. Удивительно, но это нехитрое приспособление оказалось настолько удобным, что победоносное шествие офисных перегородок продолжается и сейчас. При этом их можно смело назвать не только важнейшей деталью интерьера, но и способом самовыражения, и имиджевой составляющей компаний. Более того, возродясь в офисном пространстве, ширмы и экраны вновь перекочевали в жилые интерьеры. Вызвано это многими причинами: и неугасающей модой на все восточное, и популярностью жилья со свободной планировкой, но все же в первую очередь — удобством таких конструкций и их мобильностью. Современный человек динамичен. Надоедает одна и та же обстановка, появляются новые приоритеты, и в таких ситуациях незаменимы легкие перегородки. Надо сказать, что в облик потомков фусума внесены значительные коррективы. И это естественно, ведь в наше время легкие перегородки выполняют самые разные функции, имеют достаточно сложное устройство и изготовлены из самых современных материалов.

Все разнообразие возможностей

За минувшие десятилетия представления о том, каким должен быть офис, сильно изменились, и перегородки эволюционировали в соответствии с требованиями времени. Современный арсенал поражает разнообразием конструктивных решений и используемых материалов.

Cамые простые и доступные в настоящий момент — каркасные перегородки. Они состоят из алюминиевого или стального каркаса и панелей из МДФ, ДСП, гипсокартона, триплекса, закаленного стекла.

Каркасы для такого рода перегородок собирают на основе специально разработанных систем профилей, общей чертой которых являются модульность и масштабируемость. То есть из стандартных блоков, соединяемых под разными углами, получают конструкции любого размера и конфигурации — в зависимости от фантазии дизайнера и заказчика. Большинство отечественных производителей используют зарубежные профильные системы (ABCD International, Rimadesio, Astor Mobili, Albed), хотя в последнее время появляется все больше собственной продукции, адаптированной к запросам российского потребителя. Каркасные перегородки позволяют реализовать богатый спектр цветовых и фактурных решений. С помощью долговечных полимерных пленок (например, винилового покрытия «Дюрафорт») их окрашивают в любой цвет (к примеру, в корпоративные цвета компании), имитируют фактуру разных пород дерева, металла, камня и т. п. Каркасные перегородки можно разделить на две большие группы — стационарные и мобильные. Стационарные жестко крепятся к полу, потолку и стенам, мобильные просто стоят на устойчивых ножках или колесиках. Это единственный нюанс, но из за этого сферы их применения несколько различаются. Так, стационарные перегородки — это почти настоящие стены. Они четко разграничивают пространство и являются хорошим барьером на пути шума. Опираясь на строительные нормы звукоизолирующей способности (индекс звукоизоляции Rw, измеряемый в децибелах — дБ), можно сравнить звукопроницаемость разных материалов: оштукатуренная стена в полкирпича (150 мм) — 47 дБ, в кирпич (толщина 280 мм) — 54 дБ, перегородка из двух листов гипсокартона 12 мм, внутреннее пространство которой заполнено минеральной ватой слоем в 50 мм (общая толщина конструкции 160 мм) — 53 дБ. То есть легкая перегородка по шумопоглощению соизмерима с полноценной кирпичной стеной, которая почти в два раза толще!

Есть ситуации, когда использование стационарных перегородок недопустимо, например нельзя делать отверстия под крепеж в полу или стенах. Тогда зонировать пространство помогают мобильные конструкции. У них более легкий каркас, и при необходимости их можно передвинуть или вовсе убрать.

Мобильные модули обычно довольно легко сопрягаются со стационарными перегородками и, что еще более ценно, с офисной мебелью. Столы, тумбы и полки крепятся на каркас перегородки, позволяя буквально на ровном месте создавать рабочие места. Особенно этот вид перегородок любят организаторы выставок — фактически за несколько часов можно превратить огромную площадку в сеть небольших изолированных помещений. Как и в любой области современной жизни, на перегородки существует своеобразная мода. По мнению специалистов, в нашей стране еще недавно наибольшей популярностью пользовались недорогие каркасные системы с непрозрачными панелями из гипсокартона. Сегодня тенденция иная — в моде двойное остекление и жалюзи. Причем часто заказывают комбинированные модули: верх перегородки стеклянный, низ — непрозрачный. Это сохраняет приватность и дает возможность поддерживать при необходимости визуальный контакт.

Стекло прочно вошло в офисный интерьер и применяется все активнее во всевозможных сочетаниях с другими современными материалами — сталью, деревом, натуральным камнем. При этом оно может быть прозрачным и матированным, витражом, фьюзингом (спеченные между собой разноцветные стекла, вариант витража), тонированным и даже поляризованным. Стекло действительно выигрышно смотрится в любой обстановке и способствует воплощению практически любых дизайнерских задумок.

Западная офисная мода тяготеет к уменьшению роли каркасных конструкций. Логической кульминацией стали цельностеклянные перегородки, которые являются наиболее современным вариантом обустройства офисных помещений. Они представляют собой триплекс или закаленное стекло толщиной 8-10 мм и протяженностью до нескольких метров, и далеко не всегда в этой насквозь прозрачной конструкции заметен обжимной профиль.

Здесь есть возможность использовать цветное и узорчатое стекло, наносить логотипы и рисунки способом гравировки и специальной минеральной краской. Высокие технологии позволяют идти еще дальше и с помощью жидкокристаллических пленок регулировать уровень прозрачности стеклянных перегородок, применять их как плоскости для отображения полезной информации. Разумеется, пока такие эффектные новшества стоят весьма недешево и уместны разве что в кабинетах руководителей, в помещениях для презентаций или переговоров.

Европейские дизайнеры предпочитают не почивать на лаврах и даже при таком изобилии существующих модификаций ухитряются предлагать что то новое. Например, те же цельностеклянные перегородки могут парадоксальным образом сочетаться с деревянной офисной мебелью. Шкафы или полки не сиротливо стоят в углу, а занимают место непосредственно посреди многометровой стеклянной стены, будто хотели пройти ее насквозь и замерли на полпути. Между тем смысл такого необычного решения прост — собрать функциональность, красоту и пользу в единой плоскости перегородки.

Вот так от пещерных времен и до наших дней менялись представления об удобстве и разграничении жилья. Начав со шкур животных, человек создал суперсовременные конструкции, благодаря которым любое пространство в считанные часы преображается согласно веяниям нового времени. История перегородок, очень древняя и обширная, находит свое продолжение в наши дни и служит ориентиром для строительной моды нового тысячелетия.


Посмотреть готовые работы
Оформить заказ
По материалам ООО «Деловой Мир»